[греч. αὐτόνομος - управляемый собственными законами, самостоятельный], поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Само это явление было известно и в древности, и в средневековье. Русская Церковь, до 1448 г. территориально, этнически и политически обособленная от Церкви-Матери, имела лишь ограниченную зависимость от К-польского Престола, чем решительно отличалась от всех прочих находившихся в его юрисдикции митрополий. В этом смысле она может служить примером церковной автономии.
Главное различие между Церквами автокефальными и автономными заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая Предстоятеля Церкви, поставляются архиереями этих Церквей; А. Ц. такой независимости лишены, их первые епископы по избрании утверждаются Предстоятелем кириархальной Церкви. Из этого вытекают и др. ограничения самостоятельности А. Ц.: ее устав утверждается кириархальной Церковью, что тоже служит выражением канонической зависимости; в А. Ц. возносится имя Предстоятеля кириархальной Церкви; от нее А. Ц. получает святое миро, А. Ц. принимает участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной Церкви; Предстоятель А. Ц. подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви. А. Ц. обычно имеет малое число епископов.
Основанием для провозглашения автономии могут служить различные факторы, чаще всего нахождение Церкви вне пределов гос-ва, в к-ром находится кириархальная Церковь, а также географическая отдаленность и этническое своеобразие. Исторически провозглашение автономии Церкви часто следовало за приобретением политической самостоятельности гос-вом, в к-ром находится Церковь. Так, в 1815 г. было образовано Сербское княжество, связанное вассальной зависимостью с Портой, и в 1832 г. Сербская Церковь получила автономию. Утрата же гос. самостоятельности обычно ведет и к упразднению автономии. В 1878 г. Босния и Герцеговина освободились от власти Турции и были оккупированы Австро-Венгрией, спустя 2 года Босно-Герцеговинская Церковь получила автономию от К-польского Патриархата, но с вхождением Боснии в состав Югославии ее автономия была упразднена.
В наст. время диптихи включают 4 А. Ц.: древнюю Синайскую, первый и единственный епископ к-рой с титулом архиеп. Синайского, Фаранского и Раифского получает хиротонию от Патриарха Иерусалимского, Финляндскую Церковь, кириархальной для к-рой в наст. время является К-польский Патриархат, автономную Японскую Православную Церковь, Церковью-Матерью к-рой является РПЦ, а также Китайскую автономную Православную Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, к-рая находится в процессе восстановления после разгрома, учиненного в годы т. н. культурной революции.